Попытка номер пять
В Пушкинском открылась очень не музейная выставкаВыставка "Шанель. По законам искусства", по дружному признанию знаменитостей, пришедших на ее вернисаж, стала потрясением для Москвы. Светская публика ожидала увидеть подиумные красоты и гламур, а получила эпатажное современное искусство.
Огромный портрет Коко с сигаретой в зубах был помещен прямо в арку готического собора - раскрепощенная мадам оказалась в окружении святых. Перед портретом - черная тумба для речей, взойдя на которую директор Пушкинского музея Ирина Антонова начала оправдательный доклад "О значении Шанель в искусстве". Было, в частности, сказано, что госпожа Шанель создала не просто черное платье или даже аромат "~ 5", а новый образ деловой и эмансипированной женщины. К тому же она работала бок о бок со Стравинским (семья композитора нашла в ее доме прибежище), Дягилевым, Пикассо, одним словом, с французскими модернистами 1920-х годов.
Выступавший вслед за музейным директором Михаил Швыдкой довел тему неформальности Шанель до логического конца, предложив немедленно раздать всем за терпение по маленькому черному платью, а выставку не смотреть, а обонять. Наконец, представленная как икона современного стиля Рената Литвинова окончательно похоронила музейный пафос. Она сказала, что "Шанель глубоко плевала на всякое общественное мнение" и при своем презрении к обывательщине добивалась успеха. Госпожа Литвинова призналась, что "напялила черное платьице, шапочку и надела туфли со стразами не по сезону" в знак признательности Шанель, ведь в таком "нелепом виде, когда над тобой могут посмеяться" заложена независимость. Стало понятно, что сегодня г-жа Шанель была бы если не панком, то фриком.
Сама экспозиция, созданная французским куратором Жаном Луи Фроманом, подозрения только подтвердила. Здесь не наблюдалось ни привычного бутика с развешенными аксессуарами, ни историко-биографической летописи в стиле "ее жизнь в искусстве". Залы Пушкинского музея превратились в галереи с инсталляциями, разбитые по цветам: черный, белый, красный, золотой. Отдельной секции удостоился шанелевский твид. В каждом из разделов, помимо подборки журнальных страниц с моделями, развешены созвучные теме и цвету работы современных художников. В том месте, где царствует маленькое черное платье, его окружают композиция американского фотоскандалиста Андреса Серрано и живопись поп-артиста Джулиана Шнабеля. Поблизости - черная абстракция русского авангардиста Александра Родченко.
На этой выставке от зрителя требуют изощренного воображения и знания актуального искусства, чтобы связать, например, с твидовым костюмом портрет "Джеки Кеннеди" Энди Уорхола, соцартистские фарфоровые фигурки Гриши Брускина и картину английского пейзажиста XIX века Констебла.
Однако самое, возможно, необычное зрелище зрителей ожидает в "красной комнате". Известно, что именно Шанель вывела в моду этот не слишком благочестивый и отчаянный цвет. Под стать цветовой революции - фотографии американской художницы Нэн Голдин "Джимми Полетт и Табу": сцены переодевания трансвеститов в ночном клубе. Травестия мужского в женское стала в начале ХХ века главным козырем модного дома (короткие стрижки, костюмы, береты, сигаретки в губах). Теперь, судя по выставке, мода совершила полный оборот - женское переходит в мужское (корсеты, косметика, юбки). Не исключено, что нынче госпожа Шанель искала бы вдохновение не в аэропланах и автомобильных гонках, а самых забубенных гей-клубах.
СЕРГЕЙ СОЛОВЬЕВ
Косметика
На сегодняшний день косметические средства являются отличной возможностью придать особый шарм женщине, подчеркнуть её красоту и изысканность
Ванны символизируют собой нежную заботу и уход за здоровьем, кожей, состоянием глаз, груди, мышечного тонуса в целом.
Средства для детей
Растительные масла